Вопрос-ответ

 

(+7 727) 327-16-06

ул. Жамбыла 77, угол ул. Наурызбай батыра

 
Home : Родителям Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Родителям - Родителям

Какова точка зрения Монтессори на природу ребенка?

Взрослый и ребенок - два совершенно различных по своей природе существа. Взрослый обладает развитой силой воли, умеет владеть собой, работает осознанно и целенаправленно. Цель работы взрослого находится извне, он изменяет и преобразует окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям. У ребенка сила воли и самообладание еще не развито, он живет в среде, созданной взрослыми, и цель его жизни и работы - в нем самом, в ПОСТРОЕНИИ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ исходя из своего внутреннего потенциала. "Таким образом, мы должны считать, - пишет Монтессори, - что ребенок обладает своими собственными директивами. В развитии его мы видим логическое руководство. ... Ребенок приобретает способность действовать в мире. Он следует по логическому пути и, как путешественник в незнакомой стране, должен ориентироваться и изучать окружающую среду. ... Таким образом он следует общим законам с помощью своего внутреннего руководства."

 

В чем состоит сущность воспитания по Монтессори?

"Под воспитанием мы понимаем ПОМОЩЬ ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА с самого рождения," - писала Мария Монтессори в 1934 году. Позже она трактовала воспитание еще более широко, а именно как "ПОМОЩЬ В ЖИЗНИ". Условием и средством помощи саморазвитию является создаваемая педагогом предметно-пространственная среда, называемая ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДОЙ. Другим необходимым условием осуществления подобной помощи является воспитатель или учитель, имеющий специальную професиональную подготовку и владеющий методикой работы с детьми по системе Монтессори. При этом прямое воздействие педагога на ребенка ограничивается, т.к. любая ненужная помощь является по выражению Монтессори "ПРЕПЯТСТВИЕМ при развитии естественных сил" ребенка.
Не слишком ли много времени уделяет Монтессори работе и обучению?

 

Не перегружен ли ребенок "занятиями", не лишен ли он возможности играть?

Характеризуя деятельность ребенка, связанную с дидактическими материалами, Монтессори преимущественно употребляет термин "работа", "упражнение", "занятие", подчеркивая тем самым ее важное значение в процессе активного познания ребенком окружающего мира, "построения собственной личности", а так же ее отличие от сюжетно-ролевой игры. В книге "Креативный ребенок" она писала, что подобные упражнения нередко носят для детей характер игры. "Можно было бы сказать, что ребенок во всех своих упражнениях играет. Но посредством этих игр он приобретает способности и силы, которые требуются ему для образования и развития." Таким образом, она отделяла восприятие некоторой деятельности с точки зрения ребенка и с точки зрения взрослого.
Мария Монтессори не отрицала важной роли игры в процессе развития детей, но она настойчиво подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно игрой с игрушками. "Ребенок стремится жить реальной жизнью среди окружающих его вещей. Ему хочется самому умываться, одеваться, причесывать волосы на голове живого существа, хочется чистить полы, иметь стулья, столы, диваны, вешалки для себя. Он хотел бы работать, развиваться, сам себя обслуживать; он должен не только жить как человек, но творить в себе человеческую личность: в этом сказывается его индивидуальность, его назначение... ."

 

Значение предметной деятельности ребенка в системе Монтессори

В работах Марии Монтессори особое значение придавалось предметной деятельности ребенка, целесообразной РАБОТЕ РУКАМИ. В соответствии с предложенной ею возрастной периодизацией, создание чувственного образа окружающего мира есть глобальная ориентация познавательной активности ребенка в возрасте от 0 до 6 лет, и особую роль в этом процессе играет рука. "Развитие способности руки происходит в одинаковом темпе с развитием мышленияю." Понимания существа дела ребенок достигает с помощью руки.
На основе ощущений, полученных в результате предметной деятельности руками, особенно интенсивно развивается интелект ребенка, поскольку таким образом актуализируются и становятся осознанными ранее бессознательные впечатления, воспринятые его "впитывающим мышлением". в этом отношении работа наряду с игрой имеет весьма важное значение: "Если мы пронаблюдаем за трехлетним ребенком, то мы увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук, и в его сознании запечатлевается то, что прежде уже абсорбировал его бессознательный ум. Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его бессознательный ум. Через работу он становится сознательным и строит свою личность... Посредством деятельности своих рук и своего опыта он становится человеком: сначала через игру, затем через работу. РУКИ - ИНСТРУМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА"

 

Что значит "работа" в системе М. Монтессори?

Монтессори считала работу не просто одним из важнейших средств развития ребенка, но также глубинной потребностью человеческого существа, тенденцией его развития. В книге "Дети - другие" она писала: "... ЧЕЛОВЕК СТРОИТ СЕБЯ ЧЕРЕЗ РАБОТУ. И работу нельзя заменить ничем другим... Инстинкт детей подтверждает, что работа есть внутренняя склонность человеческой натуры, присущий человеческому роду инстинкт." Однако, характер работы ребенка и взрослого различен. Если работа взрослого направлена на внешнюю цель, на преобразование окружающего мира, причем она осуществляется сознательно, то ребенка часто привлекает сам процесс работы, а не результат, и его истинная цель - формирование собственной личности. вот почему Монтессори уделяет такое большое внимание работе.